Принадлежит ли перу М.Ю. Лермонтова стихотворение «Прощай, немытая Россия»?

#отвечаетлермонтовед

На Ваши вопросы отвечает Екатерина Леонидовна Соснина, доцент, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник

Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова.
---
Принадлежит ли перу М.Ю. Лермонтова стихотворение  «Прощай, немытая Россия»?

 



В последнее время появилось достаточно много публикаций по поводу возникших с 1989 года острых разногласий, касающихся авторства этого стихотворения, прочно вошедшего в лермонтовский лирический канон. При этом как для исследователей, выступающих против авторства М.Ю. Лермонтова строк знаменитого восьмистишия, так и для учёных, придерживающихся канонизированного мнения приверженцев классического лермонтоведения, является характерным отталкиваться в своих рассуждениях от широко известной датировки появления источников текста. Отметим при этом, что вопрос об авторстве стихотворения « Прощай, немытая Россия », непосредственно связан с исследовательской лермонтоведческой традицией, проявившейся в ходе организации и проведения научных Лермонтовских конференций в  Пятигорске   на базе музея-заповедника М.Ю. Лермонтова.



Так, на X юбилейной конференции, проводившейся в 1968 году, прозвучал доклад писателя и исследователя-лермонтоведа С.А. Андреева-Кривича, в котором автор рассказал о своей находке, сделанной в 1960 году в ЦГАЛИ. Им было найдено письмо Н.Н. Буковского А.В. Орешникову с ещё одним источником текста стихотворения «Прощай, немытая Россия». Буковский под текстом указал: «1841 г. Москва. Перед отъездом в последний раз на Кавказ». То есть, помимо четырёх, известных ранее источников текста, широко цитируемых сегодня [имеются в виду:

1) публикация  Висковатого   1887 года;

2) публикация П.И.  Бартенева   — пушкиниста, основателя, издателя и редактора журнала « Русский архив » с примечанием: «Записано со слов поэта современником»;

3) копия Бартенева в письме к издателю П.А. Ефремову от 9 марта 1873 г.;

4) копия Бартенева на отдельном листе, посланная им Н.В. Путяте не позже 1877 г. (год смерти адресата), с припиской: «С подлинника руки Лермонтова»], был ещё один с указанием даты и места написания произведения.

Однако стихотворение дало о себе знать гораздо раньше. Развитие образа «Немытой России» появляется в русской литературе  в 1849 г. (за 38 лет до первой публикации и за 24 года до первых, известных нам, письменных свидетельств о существовании восьмистишия Лермонтова) в стихотворении поэта-петрашевца Дмитрия Ахшарумова (1823–1910) «Гора высокая, вершина чуть видна». Появление в 1849 году в стихотворении современника М.Ю. Лермонтова Д. Ахшарумова образа «Немытой со дня рождения» России не случайно. Оно подтверждается всем ходом развития его лирики, тяготеющей к лермонтовской поэзии, и даёт нам повод предположить возможность существования списка восьмистишия «Прощай, немытая Россия» у поэтов-петрашевцев, испытавших огромное влияние лермонтовской гражданской лирики и органически усвоивших это влияние. Факт существования этого образа в поэзии конца 40-х годов XIX века, в период обострённого кризиса крепостничества в николаевскую эпоху, делает несостоятельными попытки некоторых современных исследователей привязать написание знаменитого восьмистишия к дате его опубликования, объявив при этом его возможными авторами пародиста Минаева либо издателя Бартенева.

12 мая 2017 года в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске прошёл  международный круглый стол, специально посвящённый проблеме авторства знаменитого восьмистишия. В дискуссиях круглого стола приняли участие представители многих университетов и научных центров нашей страны и зарубежья. Более двадцати учёных-филологов, лермонтоведов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Кемерово, Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Пекина (Китай), Таньцзиня (Китай) пришли к выводу о том, что весь русский литературный процесс, а к тому же имманентный и историко-лингвистический анализ художественного произведения показывают, что классическая лермонтоведческая исследовательская традиция не имеет оснований для того, чтобы сомневаться в авторстве интересующего нас стихотворения «Прощай, немытая Россия».

---

1. П. Корецкий. Погрудный портрет М.Ю. Лермонтова. Литография. 1964 г.

2,3,4,5. Программа X лермонтовской конференции 1968 года

6. С.А. Андреев-Кривич (1906-1973)

7. П.А. Висковатов (1842-1905)

8. П.И. Бартенев (1829-1912)

9,10,11. Международный круглый стол 12 мая 2017 года. Музей М.Ю. Лермонтова (Пятигорск).

ИГРА В ПРЯТКИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ? - Ставропольcкие ведомости БУДЕННОВСКИЕ СЛЕДОВАТЕЛИ ПОЧТИ ГОД НЕ МОГУТ НАЙТИ В УК СТАТЬЮ ДЛЯ ВИНОВНИКА ДТП В Буденновском районе завершается расследование уголовного дела по факту дорожно-транспортного происшествия,
Ставропольcкие ведомости
Бату Хасиков заболел коронавирусом - Городской Телеграфъ Автор статьи: Тамара Шаламова Фотограф: Отдел по работе со СМИ Управления по внутренней политике Администрации Главы Республики Калмыкия Элиста, 5 августа 2020г.
Городской Телеграфъ
В Пятигорске впервые создают 12 площадок для накопления крупногабаритного мусора - Администрация г. Пятигорск Накануне совместным решением регионального оператора и администрации Пятигорска утвержден перечень адресов для первоочередного асфальтирования площадок под контейнеры и складирование крупногабаритных отходов,
Администрация г. Пятигорск
ГОРОД УКРАСИЛА САКУРА - Газета Петровские вести Фото А. ЧЕРНЯЕВА Зона отдыха около Светлоградского историко-краеведческого музея имени И. М. Солодилова уже полюбилась очень многим горожанам.
Газета Петровские вести