Веревка
Цитата из басни И. И. Хемницера (1745–1784) «Метафизик». В басне рассказывается, что отец отправил сына за границу,
Чтоб доброму он там
понаучился,
Но сын глупее воротился,
так как попал в руки тех
«школьных вралей»,
Которые с ума не раз людей
сводили,
Неистолкуемым давая толк
вещам,
И малого не научили,
А навек дураком пустили.
Бывало, с глупости он попросту
болтался,
Теперь все свысока без толку
толковал.
Однажды погруженный в метафизические размышления он оступился и упал в яму. Отец бросил ему конец веревки:
«Вот, говорит, тебе веревка,
ухватися!
Я потащу тебя, держися!»
«Нет, погоди тащить! Скажи
мне наперед, —
Понес студент обычный бред: —
Веревка вещь какая?»
Вопрос ученый оставляя,
«Веревка вещь,— ему
ответствовал, — такая,
Чтоб ею вытащить, кто в яму
попадет»,
«На это б выдумать орудие
другое! —
Ученый все свое несет,—
А это что такое!..
Веревка!.. вервие простое!»
«Да время надобно, — отец ему на то: —
А это хоть не ново,
Да благо уж готово».
«Да время что?»
«А время вещь такая,
Которую с глупцом не стану
я терять;
Сиди, — сказал ему отец,— пока
приду опять…»
Что, если бы вралей
и остальных собрать
И в яму к этому товарищу
послать?..
Да яма надобна большая!
Образы этой басни и цитата из нее служат для характеристики пустого теоретизирования.
…Нам нужно бороться против общественных зол общественными средствами и направлять общественное внимание именно в эту сторону, а не отвлекать его в сторону созерцания вечных истин или, подобно «метафизику», вместо того, чтобы выкарабкиваться из ямы по веревке, которую ему кинули, сидеть на дне и рассуждать, что, вероятно, есть для этого какое-нибудь лучшее средство (Н. В. Шелгунов, Очерки русской жизни, 39).
Лица необщее выраженье
Слова из стихотворения Е. А. Ба-
ратынского (1800—1844) «Муза» (1830):
Не ослеплен я Музою моею,
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным
убором,
Игрою глаз, блестящим
разговором
Ни склонности у ней,
ни дара нет.
Но поражен бывает мельком
свет
Ее лица необщим
выраженьем…
Выражение это применяется как образное определение самобытности творчества писателя, свое-образия созданных им героев.
Огромное число людей обитает в сочинениях Диккенса, Бальзака, Толстого, людей, непохожих друг на друга, со своим «лица необщим выраженьем» (Н. Славятинский, Заметки о портрете).