Павел Нерсесьян: «Я буду играть столько, насколько меня хватит»

Фото: www.kmvnews.ru
Три концерта в рамках уже хорошо знакомой жителям Кавминвод культурно-просветительской программы «Новое передвижничество» состоялось в Государственной филармонии. На этот раз почётным гостем филармонии стал лауреат международных конкурсов заслуженный артист России профессор Московской консерватории Павел Нерсесьян.
Совместно с Академическим симфоническим оркестром имени В. И. Сафонова пианист исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского в Ессентуках и в Кисловодске, а затем 25 ноября дал единственный на Кав-минводах сольный концерт, посвящённый памяти великого российского пианиста народного артиста России Николая Петрова. Данные концерты, в которых пианист, помимо сочинения П. Чайковского, исполнил музыку Э. Гранадоса, И. Альбениса и Ф. Листа, ещё раз подтвердили всеобщее мнение: Павел Нерсесьян - один из талантливейших пианистов своего поколения. Это удивительно тонкий, поистине чуткий музыкант, прекрасно владеющий всеми возможностями рояля. В его игре поражает аристократичность исполнения: ненадуманная изысканность фразировки и педализации, тончайшие динамические нюансы - от чудного пиано до мощного, пронзительного форте... Павел Нерсесьян выступает в лучших залах Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Будапешта, Лейпцига, Вены, Токио, Мадрида и других городов зарубежья и России. На несколько вопросов пианист согласился ответить после концерта.
- Павел Тигранович, Вы выбираете для исполнения редко звучащие произведения (к примеру, Второй фортепианный концерт Чайковского звучит намного реже знаменитого Первого), с чем это связано? Не хотите повторяться?
- Да, это во-первых. Всегда хочется делать что-то интересное, новое. Самые известные сочинения - это первый слой, с которым вы знакомитесь, когда только начинаете заниматься музыкой. Но рядом с произведениями первого ряда есть целая «семья» произведений, которые ни в чем не уступают «знаменитостям». Так, рядом с Первым концертом Чайковского есть Второй, который ничем не хуже, он другой и этим - ценный. Случается, что публика привлечена каким-то одним знаменитым произведением, но, придя на концерт, получает удовольствие от прослушивания чего-то другого, менее знаменитого. В этом случае исполнитель - как экскурсовод, он ведёт за собой публику и открывает новое, показывает ей невиданные ранее красоты, тогда можно считать, что концерт состоялся.
- Как долго происходит процесс «вхождения» в произведение, процесс понимания?
- Долго... Это очень сложный вопрос. Чем гениальны произведения? Тем, что они неисчерпаемы. Это относится ко всему, что очень талантливо - неисчерпаемость: к самым великим книгам, к главным стихам и к гениальным кинолентам... Например, в таком шедевре, как «Мона Лиза» каждый раз можно увидеть новые и новые смыслы. А сколько существует интерпретаций Библии? При этом каждый новый человек - это новое зеркало. Каждый раз, выходя на сцену, я не знаю, что у меня получится сейчас и что сейчас в произведении окажется важнее. И одно и то же произведение ведь можно подать по-разному.
- Бываете ли Вы довольны на сто процентов своим выступлением?
- Бываю, но редко. Чаще -остаюсь недоволен тем, что не смог сделать. У меня есть свои «любимые» проблемы, с которыми я борюсь и никак не могу побороть. В этом смысле исполнителя можно сравнить с машиной. В любом музыканте, танцоре, художнике, работающем с материалом, есть два элемента: первый -элемент креативный, «придумывающий», и второй - «слуга». Слуга несовершенен, ему не всегда удаётся воплотить всё, что задумано; к тому же и креативный элемент тоже не всегда совершенен, и если он подведёт, то исполнение получится скучным.
- Насколько это сложно - быть музыкантом Вашего уровня, постоянно держать планку? Сколько сил и времени уходит на профессию?
- Это большой труд. Физический. Работа занимает всё моё время. Недели-двух достаточно для того, чтобы охватить более или менее сложное произведение и сыграть его, но каждый раз находишь то, над чем ещё можно работать. И это интересно. Я совмещаю деятельность концертную (сольно и в камерном ансамбле) и педагогическую: совмещать разные виды деятельности для меня интереснее, чем делать одно и то же. Сейчас я стал профессором в Бостоне, буду преподавать одновременно в России и за рубежом. При этом я буду играть столько, насколько меня хватит. Если время подходит и мне хочется сыграть, то я сыграю в любых условиях. Я не требую, чтобы мне подавали, к примеру, лучшие машины и большой гонорар - это неважно и не очень меня волнует.
- Давно сотрудничаете с программой «Новое передвижничество»?
- Это замечательная программа, с которой я сотрудничаю уже три года. Я езжу по городам (к примеру - тур по закрытым городам Урала) и вижу много интеллигентных людей, которым нужна музыка. Меня очень радует количество хороших музыкантов в нашей стране на данный момент. Среди лауреатов конкурсов есть и мои студенты. В отношении массовой публики - огорчает тенденция в сторону отрицания классической культуры. Для классических музыкантов всё меняется не в лучшую сторону. То, что для меня является гигантским источником удовольствия и правды, становится всё менее нужным. Очень мало молодых слушателей, и не только в России... Насколько нужна классическая культура и как это повлияет на жизнь будущих поколений? Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы это понять. Сегодня происходит упрощение и уплощение многих смыслов, а в музыке много смыслов, не разрушающих, но трагичных. Об этом хорошо написал Шостакович, который гениально передал в музыке чувство страха и трагического одиночества. Сейчас всё стало жестче, агрессивней... Люди как будто перестали любить, и мне трудно это понять.
- Можно ли музыку перевести в вербальный текст, выстроить сюжет произведения? Какой смысл вы вкладываете в концерт Чайковского, исполненный сегодня? И насколько, как Вы думаете, Вас понимают слушатели?
- Конечно, можно перевести, но не в слова, можно попытаться в каких-то интонациях выводить формулы, формулы эти приводить к неким символам, или знакам, выражающим эмоции или состояния. У многих композиторов есть «ключики» в вокальной музыке - «формулы» разлуки, страдания и т. д. И эти формулы используются в произведениях без слов, но помогают слушателю понять смысл. Я музыку воспринимаю сюжетно и, помимо звуковой задачи, люблю обозначать маску, образ, характер. Публика первая это слышит. Музыка - искусство времени, если есть время, то есть сюжет, образ. Оркестр имени В. Сафонова, с которым я играл концерт Чайковского, очень хороший. Он меня понимал, поддерживал. Это гибкий оркестр, с которым очень удобно играть. И ещё - здесь удивительная, тёплая публика.
- Спасибо!
 


 
По теме
«МАДЖАРСКАЯ БОГАТИЦА» - НОВЫЙ ДЕТСКИЙ АНСАМБЛЬ - Комитет по делам национальностей и казачества В казачьем обществе с. Бургун-Маджары Левокумского района появился детский вокально-хореографический ансамбль «Маджарская богатица» - единственный детский коллектив, не относящийся к сельскому Дому культуры,
14.12.2018
Заведующие отделением ОСО №3 Филатова С.В., заведующий Отделением Хоспис на дому Афанасьева С.Н.
14.12.2018
«Жить?!» - а в чем вопрос? - Администрация г. Георгиевск «Жить?!» - а в чем вопрос? 12,13,14 декабря в городском Дворце культуры в 16 часов идут премьерные показы спектакля «Жить?!».
14.12.2018
 
Казачьему роду нет переводу! - Администрация г. Георгиевск Казачьему роду нет переводу! Давно казаки поселились на Ставропольских землях, и до сих пор их потомки чтят и уважают традиции своих предков.
14.12.2018
В конце сентября – начале октября 1994 года Лауреат Нобелевской премии, известный всему миру русский писатель и мыслитель Александр Исаевич Солженицын возвращался на родину.
14.12.2018
 
Официальное открытие форума состоится 18 января 2019 года. Главные мероприятия, в рамках которых свою продукцию представят ставропольские производители, пройдут до 27 января.
14.12.2018
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Администрация г. Минеральные Воды Руководство Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу  в преддверии новогодних праздников рекомендует минераловодцам проявлять внимательность и осторожность.
14.12.2018 Администрация г. Минеральные Воды
DSCN1755-qpr - ГУ МВД Ставропольского края В дежурную часть Отдела МВД России по Новоалександровскому городскому округу с заявлением о повреждении автомобиля  обратился житель поселка Темижбекского.
13.12.2018 ГУ МВД Ставропольского края
Эти безобидные, привычные в обиходе слова приобретают совершенно иное смысловое значение, когда речь заходит о глобальной проблеме человечества - наркомании.
11.12.2018 Ставропольcкие ведомости
Современный старообрядческий лубок - СКМИИ Выставка представляет 150 цветных графических печатных листов, посвященных различным историям и поучениям, о пользе веры, воспитания уважения к семейным традициям, отказа от вредных привычек.
13.12.2018 СКМИИ
Александр Солженицын – Человек-эпоха - Администрация г. Георгиевск Александр Солженицын – Человек-эпоха Среди многих ярких писательских имён нашего времени особо выделяется имя Александра Исаевича Солженицына.
14.12.2018 Администрация г. Георгиевск
При имени известного российского артиста Александра Балуева сразу возникает образ человека в военной форме или, как говорят некоторые критики, «человек с оружием».
12.12.2018 Ставропольские губернские ведомости
Выставка, посвящённая жизни и творчеству Мариам Ибрагимовой, открылась в Ставрополе Экспозиция в музее-усадьбе художника-академиста Василия Смирнова под названием «Мариам Ибрагимова.
12.12.2018 Ставропольские губернские ведомости
Так совпало, что почти одновременно довелось испытать два сильных, но чрезвычайно разных, прямо-таки противоположных впечатления от просмотра двух спектаклей двух театров.
14.12.2018 Ставропольская правда
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Администрация г. Минеральные Воды Вчера по приглашению руководства пятигорского клуба контактного карате «Самурай» в столицу СКФО совершили поездку минераловодский тренер по Ашихара- карате  Андрей Левандин и его подопечные из РОО ДЮСШЕ «Львы Кавказа».
14.12.2018 Администрация г. Минеральные Воды
В ставропольском «Динамо-Виктор» вратарь — половина команды Все знают, что если голкипер Антон Заболотский поймал кураж, победить ставропольский коллектив практически нереально.
12.12.2018 Ставропольские губернские ведомости
В первые дни декабря в шахматном клубе «Маэстро» города-курорта Кисловодска при поддержке депутата Думы Ставропольского края Аркадия Торосяна, федерации шахмат города-курорта Кисловодска в лице председателя Армана Восканяна,
13.12.2018 Кисловодский Экспресс
В Невинномысск идет Новогодняя ярмарка! - Администрация г. Невинномысска 22 декабря с самого утра невинномысцев и гостей города ожидает насыщенная праздничная программа «Праздник к нам приходит!» С 10.00 до 15.00 часов на площади 50 лет Октября возле ДК «Химиков» развернется праздничная торговля.
14.12.2018 Администрация г. Невинномысска