Лев Шабанов: «Дирижером я хотел стать прежде, чем научился играть на фортепиано!»

Занавес еще закрыт, но свет уже медленно убывает, так же как тают короткие секунды, что делят время на «до» спектакля и само действие. И в каждом зрителе в этот момент живет предвкушение встречи с прекрасным - опереттой, где много жизни, легкого юмора и музыки.
- Большая ошибка считать оперетту несерьезным, поверхностным жанром, - уверен главный дирижер Ставропольского государственного театра оперетты, заслуженный артист Грузии Лев Шабанов. - И не зря слова «опера» и «оперетта» - родственные. В музыкальной форме здесь тоже можно найти довольно глубокий смысл, ведь все классические произведения, будь то «Сильва» или «Мистер Икс», построены на контрасте. Переживания героев, конфликтные ситуации усиливают будущий финал, и, естественно, все это находит отражение в музыке.
Лев Шабанов, 14 лет стоящий за дирижерским пультом театра оперетты, может смело рассуждать об этом, тем более имея за плечами более чем солидный опыт служения музыкальному театру.
Лев Шабанов говорит без доли иронии: «Дирижером я хотел стать прежде, чем научился играть на фортепиано!» Это желание крепло, тем более, что в театре, куда отец часто брал его с собой, была возможность видеть исключительную дирижерскую работу подлинного мастера - народного артиста СССР Одиссея Димитриади:
- Он был очень артистичен, а его манера дирижирования просто гипнотизировала.
Это сильное впечатление врезалось в память. Но разве мог знать тогда еще пятилетний мальчишка, что в жизни случайное подчас перерастает в закономерное и их пути с мастером пересекутся в безусловном будущем - профессор тбилисской консерватории Одиссей Димитриади будет преподавать студенту фортепианного факультета Льву Шабанову.
А пока родители отвели сына на экзамен в центральную музыкальную школу и... озадачили педагогов - на все вопросы кандидат в ученики отвечал с опережением - абсолютный слух! Ему повезло с учителями. Первые уроки игры на фортепиано дала педагог, бесконечно преданная своей профессии и призванию. Тамара Пхакадзе имела обыкновение давать дополнительные занятия, да и во время урока не смотрела на часы, добиваясь результата в работе с учениками. Своего рода фанатизм ее воспитанник понял и оценил намного позднее, уже во время учебы в консерватории на фортепианном факультете. Педагог столь щедро поделилась своими знаниями и опытом, что потом, как говорит Лев Шабанов: «Мне нужно было просто расти как музыканту».
И все-таки стойкое желание дирижировать не отпускало. Снова учеба в консерватории, теперь уже на дирижерском факультете. А потом была стажировка в Большом театре и встреча с выдающимся советским дирижером, народным артистом РСФСР Альгисом Жюрайтисом.
- Он слыл человеком не слишком общительным, но мне повезло, мы нашли общий язык, - говорит Лев Шабанов, вспоминая, как доступно и просто Жюрайтис посоветовал ему, ищущему себя в профессии, «смотреть, как не надо делать, и поступать наоборот».
Более того, Жюрайтис доверил молодому дирижеру свой спектакль - оперу Верди «Травиата», которой Лев Шабанов с успехом дирижировал пять раз.
Это было трудное, но счастливое время. Блестящий дебют в опере «Кармен» - дипломный спектакль - и балет «Жизель» закрепили его позиции, но не стали гарантом творческого роста в Тбилиси. Вакансию дирижера ему предложили в Ереванском оперном театре.


Лев Шабанов ответил согласием и сразу начал трудиться много и плодотворно. Удивительно, как в сутках хватало часов: помимо основной работы - руководство камерным хором духовной музыки, зарубежные гастроли... Четыре года пролетели незаметно, и судьба, как река, снова изменила русло. Приглашение от маэстро Валерия Гергиева было неожиданным и радостным. При встрече главный дирижер Мариинского театра уделил своему молодому коллеге всего 15 минут, но они решили все. Так в жизнь Льва Шабанова вошла северная столица - Санкт-Петербург. Здесь его ждало знаковое событие - постановка оперы Джакомо Пуччини «Тоска».
- Тому были две причины: я впервые дирижировал этим произведением и впервые же в истории Мариинского театра должна была состояться его премьера, - говорит Лев Георгиевич.
Спектакль выдержал 24 показа за сезон и впоследствии удостоился чести быть показанным на престижном фестивале оперного искусства в финском городе Савонлинне.
Именно Лев Шабанов восстанавливал первую редакцию оперы Верди «Сила судьбы», написанную специально для Мариинки. Затем последовали знаменитые произведения «Кармен», «Чио-Чио-сан», «Дон Карлос», «Отелло». Нагрузка колоссальная. Сам очень энергичный и деятельный человек, Гергиев требователен в этом отношении и к другим, поэтому заданный им темп обязывал работать только с полной отдачей. Это была хорошая школа становления, которая и сегодня позволяет Льву Шабанову откровенно говорить: «Наличие таланта надо доказывать за дирижерским пультом или инструментом. Здесь невозможно никого обмануть». Объективно оценивать свои возможности - это кредо Льва Шабанова.
Многочисленные заграничные турне - Америка, Франция, Япония, Финляндия. В 2001 году, уже являясь главным дирижером Пятигорского государственного театра оперетты, Лев Георгиевич, несмотря на плотный график репетиций, спектаклей, подготовки премьер, был занят еще постановкой в Италии, в Вероне, оперы «Евгений Онегин». Двумя годами позже он дирижировал балетом Чайковского «Лебединое озеро» в прославленной Римской опере. В стенах, которые овеяны мировой славой, успех, выпавший на долю российского дирижера, был еще одним подтверждением его высокого профессионализма. Языковой барьер не помешал найти нужный контакт с музыкантами и реализовать все поставленные задачи.
Но и на родине заслуги Льва Шабанова не остаются незамеченными. В канун Дня города, который Пятигорск отпраздновал в начале сентября, Лев Георгиевич торжественно принимал поздравления на сцене родного театра оперетты, будучи в числе обладателей звания «Человек года». Его ценят в коллективе. К мнению главного дирижера чутко прислушивается директор и художественный руководитель театра Светлана Калинская, умеющая поддерживать и смелые проекты и новаторские решения.
И все-таки признание совсем не означает спокойного течения жизни. Творчество - дело вообще не терпящее размеренного и тихого ритма. Да и театр на месте не стоит, нужно постоянно думать о том, чем завтра порадовать зрителя, а для этого искать новые яркие музыкальные произведения или проявить неординарность в работе с классикой, ведь музыка может зазвучать совсем по-другому, если посмотреть на нее с точки зрения современности. Для этого есть особые приемы. Но стоит ли открывать профессиональные секреты?
Публика и так все поймет сердцем, когда, подчиняясь властному взмаху дирижерской палочки, оркестр отзовется единым дыханием и музыка прекрасная, волнующая, сильная польется, завораживая, в зал.

Марина КОРНИЛОВА.
На снимке: Лев Шабанов (справа) во время вручения Генрихом Боровиком премии «Человек года».
Фото Ильи ШКОДЕНКО.

 
По теме
 Сотрудники музея приглашают посетить тематическое мероприятие «Песни, с которыми мы победили!».
«И долго ещё определенно мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь , озирать её сквозь видный миру смех и незримые , неведомые ему слёзы.» Н. Гоголь.
Мужчина 63 лет проходил лечение в отделении гематологии Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера с 2020 г. Диагноз – острый лейкоз.
Министерство Здравоохранения
Хирургическая служба Ставрополья обозначила круг рабочих задач на 2024 год - Краевая больница 29 марта 2024 года в конференц-зале ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» состоялась краевая научно-практическая конференция врачей-хирургов «Итоги работы хирургической службы края в 2023 году и задачи
Краевая больница
30 - Георгиевская ЦБС В годы самых тяжелых испытаний, какая бы военная гроза не приходила на нашу землю, рядом с мужчинами всегда вставали на защиту Отечества героические русские женщины.
Георгиевская ЦБС
29-3.jpg - Георгиевская ЦБС 28 марта в Городской библиотеке №2 прошло очередное заседание клуба «Сильные духом», участники которого члены Всероссийского общества инвалидов города Георгиевска.
Георгиевская ЦБС