Этот зажигательный «Исламей»

Нажмите для предварительного просмотра изображения
Фото: www.kmvnews.ru

Лето 1868 года. В Нарзанной галерее Кисловодска собралась курортная публика, чтобы послушать выступление гостя из Петербурга – Милия Алексеевича Балакирева. О том, что он не просто композитор, но и глава целого содружества композиторов, так называемой «Могучей кучки», знают далеко не все. Ведь свои произведения Балакирев редко исполняет в концертах. А вот о его исполнительском мастерстве известно многим. И потому публика с нетерпением ждет появления музыканта. Опоздать он не должен, поскольку живет тут же – в одном из гостиничных номеров, устроенных на втором этаже Нарзанной галереи.

Среди нарядных дам и элегантных кавалеров, заполнивших зал, выделяется группа людей в черкесках и папахах, с кинжалами у пояса. Собравшиеся, конечно, слышали, что это горский князь

Измаил Урусбиев со своей свитой. И, естественно, недоумевают: что привело этих «дикарей» на концерт классической музыки? Впрочем, ничего удивительного в этом нет: большинству собравшихся неведомо, что князь – европейски образованный человек, знакомый со многими учеными, писателями, путешественниками – российскими и зарубежными, которых он принимает у себя в ауле, расположенном у самого подножья Эльбруса. Что музыку он любит и знает не хуже, чем кое-кто из сидящих в зале. А главное, что прибыл он из своей глухомани по приглашению Балакирева, с которым они давно подружились.

Князь и его спутники особенно горячо приветствуют появившегося в зале музыканта. И он приветливо кивает им, садясь к роялю. Это не первый приезд композитора на Кавказские Воды. Первый случился шесть лет назад, летом 1862 года. Тогда многое не понравилось здесь Милию Алексеевичу: «Первое впечатление в Пятигорске было неприятное, – писал он приятелю, – нас подвезли к гостинице, вошедши туда, я увидел огромный зал, в одном углу стол, карты, шампанское и офицеры, в другом углу – то же, и везде то же. Общества решительно нет, везде кавказские офицеры…». Но волшебная аура здешних мест очень скоро оказала на приезжего свое колдовское действие. И месяц спустя в письмах Балакирева звучат уже другие мотивы: «Описывать здешнюю природу не стану: мои описания будут никуда не годны для такой великолепной местности».

А еще одной причиной смены настроения композитора стало то, что он оказался в местах, связанных с именем великого русского поэта Лермонтова. Влияние его творчества, его могучий дух становятся важной составляющей благотворного воздействия Кавказских Вод: «Дышу Лермонтовым… Гуляя в Пятигорске у грота, в провале, у Эоловой Арфы, я чуял тень Лермонтова, – он так и носился передо мною. Перечитавши еще раз все его вещи, я должен сказать, что Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует…».

В дальнейшем это «общение с Лермонтовым» именно здесь, на кавказской земле, скажется на композиторской судьбе Милия Алексеевича. Как, кстати сказать, и вспыхнувший интерес к представителям кавказских народов, тогда известным российской публике под единым названием «черкесы»: «Черкесы – это один из самых симпатичных для меня народов», – пишет Балакирев явно после знакомства с Измаилом Урусбиевым и его окружением.

Чрезвычайно важным для второго визита Балакирева на Воды летом 1863 года было и знакомство с Семеном Алексеевичем Смирновым – директором и главным врачом Кавказских Минеральных Вод. Композитор по приезду сразу же поселился в доме Смирнова, который наблюдал за ходом его лечения. Да еще, зная о трудном материальном положении Милия Алексеевича, помог ему организовать платные концерты. И теперь, пять лет спустя, его концертная деятельность успешно продолжается. Своей прекрасной игрой он как бы старается отблагодарить курорты, не только возвратившие ему здоровье, но и подарившие незабываемые впечатления, которые приносит ему каждый визит.

Самые ценные касаются музыки народов Кавказа, узнать которую помог ему Измаил Урусбиев. Еще пять лет назад, заметив у гостя, с которым они именно тогда познакомились и подружились, неподдельный интерес к родным мелодиям, он охотно знакомил с ними русского композитора. Балакирев вспоминал впоследствии: «Интересуясь тамошней народной музыкой, я познакомился с одним черкесским князем, который часто приходил ко мне и играл на своем народном инструменте, похожем отчасти на скрипку, народные мелодии. Одна из них – плясовая «Исламей» мне очень понравилась».

И не просто понравилась, а лишила покоя, запала в душу и терзала ее до тех пор, пока не была написана фортепианная фантазия «Исламей», удивительно яркая и выразительная. Композитор ХХ столетия Б. Асафьев считал, что в ней сконцентрировалась вся творческая энергия Балакирева. Несмотря на трудность исполнения, ее включали в свой репертуар многие видные пианисты. И первым начал делать это сам Балакирев. В сегодняшней программе должны прозвучать не только произведения Бетховена, Шопена, Шумана. Концерт в Нарзанной галерее должен завершиться исполнением «Исламея». Не без волнения смотрит Милий Алексеевич на публику: как воспримет она мелодию, столь непохожую на все, услышанные ранее?

Но опасения напрасны. Чопорная курортная публика оживляется, лица светлеют, а кое-кто даже начал притоптывать ногами в такт музыке. И вдруг седовласый горец из свиты князя Урусбиева вскочил с места, выбрался на свободное пространство рядом с роялем и пустился в пляс – лихо, задорно, словно юноша, хотя, по словам князя, этому узденю было уже за восемьдесят. А когда мелодия отзвучала, старец, возвращаясь на свое место, ни мало не смущаясь, громко заявляет : «Как можно слушать эту музыку сидя – ведь играли же наш «Исламей?».

Наверное, это было самой большой наградой композитору, оставшейся в его памяти на долгие годы. С тех пор Балакирев больше не бывал в наших краях, но до конца жизни сохранил благодарность земле, оплодотворившей его творчество яркой колоритной музыкой своих обитателей.

Вадим ХАЧИКОВ,

заслуженный работник культуры РФ.

  • Автор  Вадим ХАЧИКОВ
  •  
    По теме
    В Ставрополе мужчина обвиняется в причинении смерти по неосторожности - СУ СК РФ В следственном отделе по Промышленному району города Ставрополь следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины.
    СУ СК РФ
    В 2024 году планируется более 1500 выездов медицинских бригад в отдалённые территории Ставропольского края в рамках регионального проекта «За здоровье» - ТФОМС СК На Ставрополье продолжается практика выездов медицинских бригад в отдалённые территории края в рамках регионального проекта «За здоровье», инициированного Губернатором Владимиром Владимировым.
    ТФОМС СК
    Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
    Краевая больница
    Поэты и писатели земли Ставропольской - ЦБС города Лермонтова Кавказская земля подарила миру  своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских писателей и поэтов.
    ЦБС города Лермонтова
    Едины мы душой — 2024 - КПРФ В Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева состоялся городской фестиваль авторской песни и поэзии «Едины мы душой-2024» с участниками из ЛНР.
    КПРФ